Воскресенье, 16.12.2018, 07:01
Приветствую Вас Гость |

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Программа «Преодоление общего недоразвития речи у обучающихся подготовительного – первого классов»

Презентация программы
«Преодоление общего недоразвития речи у обучающихся подготовительного – первого  классов»

Богатырева Э.А.,
заместитель директора по УВР,
Ожгихин М.Ю.,
Хажеева О.Г.,
Никулкина Г.Ю.,
учителя-логопеды МСКОУ
школы-интерната № 11

    Распространенность нарушений речи среди младших школьников с достаточным уровнем интеллектуального и сенсорного развития достигает 25% - 30%  (по данным СФГОС). (слайд 2)
     У значительной части детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в сложных условиях адаптации к школьному  обучению, при изменении  ведущего типа деятельности, выявляются трудности  речевой коммуникации, формирования монологической речи, связанных с ними особенностей психического развития и др. 
    Современные процессы общественного развития обусловливают изменение приоритетов задач образования в области общей и специальной педагогики, что отражается в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Большое значение приобретает совершенствование (модернизация) условий, способствующих социальной адаптации и развитию личности ребенка с особыми образовательными потребностями.
    (слайд 3) Таким образом, актуальность данной Программы определяется тем, что в ней рассматривается система преодоления общего недоразвития речи у обучающихся подготовительного - первого классов в МСКОУ V вида, которая, в свою очередь, является необходимым условием успешной социальной адаптации ребёнка. Дети ежедневно сталкиваются с разнообразными типовыми ситуациями общения и с необходимостью ориентироваться в этих ситуациях, отбирать адекватные им речевые средства и использовать их в соответствии с принятыми в обществе нормами речевого поведения. Очевидно, что уже с младшего школьного возраста необходимо готовить детей к осознанному и умелому реагированию в типовых ситуациях общения, формировать у них коммуникативную способность.
     При составлении программы учитывались принципы специальной (коррекционной) педагогики (слайд 4)
  • Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. На основе данного принципа подобрано содержание индивидуальных логопедических занятий в календарно-тематическом планировании: осуществляется закрепление практических речевых умений и навыков обучающихся. В связи с этим темы и содержание занятий носят опережающий характер и подготавливают детей к усвоению программ «обучение грамоте» и «развитие речи».
  • Принцип единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность коррекционного (педагогического) процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции развития, если у нас нет объективных данных о ребёнке, о причинах и характере нарушений. Для эффективного отслеживания результатов коррекционной работы творческим коллективом учителей-логопедов МСКОУ школы-интерната №11 г. Челябинска разработан инструментарий мониторинга уровня речевого развития обучающихся, учитывающий требования программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида.
  • Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка. Программа позволяет составить календарно-тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий, основываясь на результатах мониторинга уровня речевого развития для каждого обучающегося.
  • Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. В процессе коррекционной работы мы опираемся на несколько сохранных анализаторов (речеслуховой, речедвигательный, зрительный, кинестетический) и индивидуально-психологические особенности личности обучающегося.
  • Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Успех коррекционной работы в значительной степени зависит от сотрудничества с родителями и другими участниками образовательного процесса. Поэтому для данной программы разработана картотека домашних заданий, ведётся тетрадь взаимодействия логопеда с учителями и воспитателями.
     (слайд 5) Целью нашей программы является построение системы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи в подготовительном-первом классах МСКОУ V вида. Комплексность коррекционного воздействия направлена на преодоление нарушения речевого развития детей.

Цель достигается через решение следующих задач:
1. Совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа и синтеза
2. Работа над слоговой структурой слова
3.  Развитие лексико-грамматического строя.
4. Развитие связной речи и речевого общения

     (слайд 6) Методом отслеживания эффективности программы является мониторинг уровня речевого развития обучающихся МСКОУ школы-интерната №11 (речевой профиль обучающегося).
Инструментарий мониторинга включает в себя обследование обучающихся по 9 направлениям которые представлены на нашем слайде…
    Для этого подобран речевой материал (в соответствии с Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида)
      Вторая часть инструментария – электронный протокол - даёт возможность: (слайд  7)
  • обработать полученные результаты с помощью программы Microsoft exel,  что позволяет  автоматизировать трудоёмкую операцию подсчёта полученных баллов;
  • выстроить график (речевой профиль обучающегося), отражающий состояние речи обучающегося на каждом этапе коррекционного обучения;
  • оценить уровень речевого развития ребёнка;
  • определить основные направления логопедической помощи при создании индивидуального коррекционно - образовательного маршрута обучающегося МСКОУ школы-интерната № 11;
  • оценить эффективность коррекционно-образовательного процесса с помощью сравнения полученных графиков (речевых профилей).
     (слайд 8)  Данный инструментарий даёт возможность создать речевой профиль не только на каждого конкретного обучающегося, но и сводный график (речевой профиль класса), который позволяет организовать единые направления работы всех специалистов школы и повысить эффективность коррекционного воздействия.

     Данная программа проходила апробацию в МСКОУ школе-интернате №11 V вида г. Челябинска в течение последних 6 лет. За это время она претерпела изменения с учётом последних достижений в педагогической науке. В ходе апробации была доказана высокая эффективность программы. Что подтверждается данными мониторинга уровня речевого развития обучающихся, которые отражены в речевом профиле обучающегося.

     (слайд 9)  Программа включает в себя:
  1. Пояснительную записку
  2. Календарно-тематическое планирование.
  3. Инструментарий мониторинга уровня речевого развития обучающихся воспитанников
  4. Методическую копилку конспектов индивидуальных логопедических занятий (см. приложение № 3)
  5. Картотеку домашних заданий (см. Приложение № 4)
    Программа реализуется на индивидуальных логопедических занятиях и рассчитана на 2  года обучения (подготовительный – первый класс).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут.

Центральное место в программе занимает календарно-тематическое планирование,  состоящее  из следующих разделов: (слайд 10)
  • фонематические процессы;
  • звуко-слоговая структура;
  • лексико-грамматический строй;
  • связная речь.
     (слайд 11) В календарно-тематическое планирование не включены разделы: звукопроизношение, просодическая сторона речи. Данные разделы включаются дополнительно при составлении перспективного плана индивидуальных логопедических занятий для каждого обучающегося.При этом приоритет отдается не академическим, а социальным компетенциям.
      (слайд 12) Количество часов, отведенное на изучение каждой темы является примерным и может варьироваться в зависимости от результатов обследования обучающегося, а также от индивидуального темпа усвоения учебного материала.
     Данное планирование составлено в соответствии с требованиями программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи). Под ред. Л.В. Венедиктовой, Р.И. Лалаевой и др.- М.: Просвещение, 1997. Темы логопедических занятий пропедевтически предшествуют темам по обучению грамоте в 0 – 1 классах.
     Каждый раздел календарно-тематического планирования (фонематические процессы, звуко-слоговая структура и т.д) составлен по принципу от простого к сложному. Например:
  • (слайд 13) в разделе «Связная речь» на занятиях в начале года дается задание составить двусловное предложение, потом распространить предложение используя отработанные в разделе «лексика» слова, и только потом составить из отработанных предложений короткий текст.
  • (слайд 14) в разделе «Лексико-грамматический строй» - сначала в игровой форме отрабатывается употребление в самостоятельной речи имен существительных в каждом определенном падеже : звуки С – Сь  лексическая тема «Мебель» Грамматика: в родительном падеже (Игра: «Чего не стало?») (нет стола, нет стула), творительном падеже  (Игра: «Кто чем питается?» ) и только потом изменение существительных по падежам (шапка, нет шапки, дам шапку, вижу шапку, шарф с шапкой, о шапке).

      В горизонтальном направлении календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с практическим опытом работы учителей-логопедов школы – интерната № 11. По каждой теме занятия подобран лексический материал в соответствии с временем года, календарно-тематическим планированием учителя по предмету «Развитие речи». При этом учитывается насыщенность лексической темы необходимыми для автоматизации звуками. Например: Звуки [с – с’]  (слайд 15)
  • Лексика: «Осень», «Фрукты», «Угощение».  Подбор синонимов (вкусный - сладкий). Подбор антонимов (сладкий – кислый)
  • Словообразовательные навыки: образование прилагательных от существительных (абрикосовый, персиковый, и т.д.)
  • Связная речь Составление предложений по картинкам на тему:  «Моя семья», «Угощение».Объединение этих предложений в короткий текст.

     Это КТП, как я уже сказала, является примерным. Поэтому в начале каждого учебного года по результатам диагностики для каждого ребенка составляется индивидуальный план логопедических занятий.

   Перспективный  план индивидуальных логопедических занятий включает в себя дополнительные разделы: звукопроизношение (постановка, автоматизация, дифференциация нарушенных звуков, уточнение сохранных) и  просодическая сторона речи. (слайд 16)
Количество занятий так же является примерным и зависит от тяжести речевого дефекта, индивидуальных особенностей ребенка, его способности к  усвоению программного материала.
    На каждый учебный год составляется новое индивидуальное планирование учитывающее поставленные и автоматизированные звуки. В середине учебного года данное планирование может быть  скорректировано в соответствии с результатами промежуточной диагностики.
     В соответствии с данным планированием была создана  библиотека конспектов индивидуальных логопедических занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звуков.  А так же разрабатывается электронная библиотека презентаций (Microsoft Office Power Point), (слайд 17 - 20) к данным конспектам, что позволяет учителю-логопеду
  • сократить время подготовки к индивидуальным логопедическим занятиям.
  • использовать большее количество дидактических игр.
  • повышать мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, помогать в преодолении сложных заданий по автоматизации, дифференциации звуков в словах и предложениях.

     Для достижения наилучших результатов коррекции нарушений речи обучающихся необходима работа с родителями, их активное участие по закреплению навыков полученных в процессе обучения. Для реализации данной цели нами была разработана картотека домашних заданий, включающая в себя советы родителям и задания на закрепление полученных на занятии навыков. Эти задания выдаются ребенку логопедом после каждого проведенного занятия.
    Таким образом, использование программы «Преодоление общего недоразвития речи у обучающихся подготовительного – первого  классов» -  позволяет повысить качество коррекционно-развивающей работы, учитывая последние достижения педагогической науки и опираясь на накопленный в течение последних 6 лет практический опыт учителей-логопедов  МСКОУ школы-интерната № 11 V вида г. Челябинска

Презентация программы (посмотреть)

Категория: Мои статьи | Добавил: Admin (10.02.2011)
Просмотров: 9108 | Рейтинг: 4.0/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Методическая деятельность
Инновационная деятельность
Госуслуги

Концепция ТЕМП
Для родителей
Powered by BannerFans.com
Powered by BannerFans.com
Powered by BannerFans.com

Атлас профессий
Категории раздела
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 483
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня были на сайте:

internat-11