- Категория:
- Рейтинг:4.0/8
Презентация программы
«Преодоление общего недоразвития речи у обучающихся подготовительного – первого классов»
«Преодоление общего недоразвития речи у обучающихся подготовительного – первого классов»
Богатырева Э.А.,
заместитель директора по УВР,
Ожгихин М.Ю.,
Хажеева О.Г.,
Никулкина Г.Ю.,
учителя-логопеды МСКОУ
школы-интерната № 11
заместитель директора по УВР,
Ожгихин М.Ю.,
Хажеева О.Г.,
Никулкина Г.Ю.,
учителя-логопеды МСКОУ
школы-интерната № 11
Распространенность нарушений речи среди младших школьников с достаточным уровнем интеллектуального и сенсорного развития достигает 25% - 30% (по данным СФГОС). (слайд 2)
У значительной части детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в сложных условиях адаптации к школьному обучению, при изменении ведущего типа деятельности, выявляются трудности речевой коммуникации, формирования монологической речи, связанных с ними особенностей психического развития и др.
Современные процессы общественного развития обусловливают изменение приоритетов задач образования в области общей и специальной педагогики, что отражается в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Большое значение приобретает совершенствование (модернизация) условий, способствующих социальной адаптации и развитию личности ребенка с особыми образовательными потребностями.
(слайд 3) Таким образом, актуальность данной Программы определяется тем, что в ней рассматривается система преодоления общего недоразвития речи у обучающихся подготовительного - первого классов в МСКОУ V вида, которая, в свою очередь, является необходимым условием успешной социальной адаптации ребёнка. Дети ежедневно сталкиваются с разнообразными типовыми ситуациями общения и с необходимостью ориентироваться в этих ситуациях, отбирать адекватные им речевые средства и использовать их в соответствии с принятыми в обществе нормами речевого поведения. Очевидно, что уже с младшего школьного возраста необходимо готовить детей к осознанному и умелому реагированию в типовых ситуациях общения, формировать у них коммуникативную способность.
При составлении программы учитывались принципы специальной (коррекционной) педагогики (слайд 4)
Цель достигается через решение следующих задач:
1. Совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа и синтеза
2. Работа над слоговой структурой слова
3. Развитие лексико-грамматического строя.
4. Развитие связной речи и речевого общения
(слайд 6) Методом отслеживания эффективности программы является мониторинг уровня речевого развития обучающихся МСКОУ школы-интерната №11 (речевой профиль обучающегося).
Инструментарий мониторинга включает в себя обследование обучающихся по 9 направлениям которые представлены на нашем слайде…
Для этого подобран речевой материал (в соответствии с Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида)
Вторая часть инструментария – электронный протокол - даёт возможность: (слайд 7)
Данная программа проходила апробацию в МСКОУ школе-интернате №11 V вида г. Челябинска в течение последних 6 лет. За это время она претерпела изменения с учётом последних достижений в педагогической науке. В ходе апробации была доказана высокая эффективность программы. Что подтверждается данными мониторинга уровня речевого развития обучающихся, которые отражены в речевом профиле обучающегося.
(слайд 9) Программа включает в себя:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут.
Центральное место в программе занимает календарно-тематическое планирование, состоящее из следующих разделов: (слайд 10)
(слайд 12) Количество часов, отведенное на изучение каждой темы является примерным и может варьироваться в зависимости от результатов обследования обучающегося, а также от индивидуального темпа усвоения учебного материала.
Данное планирование составлено в соответствии с требованиями программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи). Под ред. Л.В. Венедиктовой, Р.И. Лалаевой и др.- М.: Просвещение, 1997. Темы логопедических занятий пропедевтически предшествуют темам по обучению грамоте в 0 – 1 классах.
Каждый раздел календарно-тематического планирования (фонематические процессы, звуко-слоговая структура и т.д) составлен по принципу от простого к сложному. Например:
В горизонтальном направлении календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с практическим опытом работы учителей-логопедов школы – интерната № 11. По каждой теме занятия подобран лексический материал в соответствии с временем года, календарно-тематическим планированием учителя по предмету «Развитие речи». При этом учитывается насыщенность лексической темы необходимыми для автоматизации звуками. Например: Звуки [с – с’] (слайд 15)
Это КТП, как я уже сказала, является примерным. Поэтому в начале каждого учебного года по результатам диагностики для каждого ребенка составляется индивидуальный план логопедических занятий.
Перспективный план индивидуальных логопедических занятий включает в себя дополнительные разделы: звукопроизношение (постановка, автоматизация, дифференциация нарушенных звуков, уточнение сохранных) и просодическая сторона речи. (слайд 16)
Количество занятий так же является примерным и зависит от тяжести речевого дефекта, индивидуальных особенностей ребенка, его способности к усвоению программного материала.
На каждый учебный год составляется новое индивидуальное планирование учитывающее поставленные и автоматизированные звуки. В середине учебного года данное планирование может быть скорректировано в соответствии с результатами промежуточной диагностики.
В соответствии с данным планированием была создана библиотека конспектов индивидуальных логопедических занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звуков. А так же разрабатывается электронная библиотека презентаций (Microsoft Office Power Point), (слайд 17 - 20) к данным конспектам, что позволяет учителю-логопеду
Для достижения наилучших результатов коррекции нарушений речи обучающихся необходима работа с родителями, их активное участие по закреплению навыков полученных в процессе обучения. Для реализации данной цели нами была разработана картотека домашних заданий, включающая в себя советы родителям и задания на закрепление полученных на занятии навыков. Эти задания выдаются ребенку логопедом после каждого проведенного занятия.
Таким образом, использование программы «Преодоление общего недоразвития речи у обучающихся подготовительного – первого классов» - позволяет повысить качество коррекционно-развивающей работы, учитывая последние достижения педагогической науки и опираясь на накопленный в течение последних 6 лет практический опыт учителей-логопедов МСКОУ школы-интерната № 11 V вида г. Челябинска
У значительной части детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в сложных условиях адаптации к школьному обучению, при изменении ведущего типа деятельности, выявляются трудности речевой коммуникации, формирования монологической речи, связанных с ними особенностей психического развития и др.
Современные процессы общественного развития обусловливают изменение приоритетов задач образования в области общей и специальной педагогики, что отражается в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Большое значение приобретает совершенствование (модернизация) условий, способствующих социальной адаптации и развитию личности ребенка с особыми образовательными потребностями.
(слайд 3) Таким образом, актуальность данной Программы определяется тем, что в ней рассматривается система преодоления общего недоразвития речи у обучающихся подготовительного - первого классов в МСКОУ V вида, которая, в свою очередь, является необходимым условием успешной социальной адаптации ребёнка. Дети ежедневно сталкиваются с разнообразными типовыми ситуациями общения и с необходимостью ориентироваться в этих ситуациях, отбирать адекватные им речевые средства и использовать их в соответствии с принятыми в обществе нормами речевого поведения. Очевидно, что уже с младшего школьного возраста необходимо готовить детей к осознанному и умелому реагированию в типовых ситуациях общения, формировать у них коммуникативную способность.
При составлении программы учитывались принципы специальной (коррекционной) педагогики (слайд 4)
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. На основе данного принципа подобрано содержание индивидуальных логопедических занятий в календарно-тематическом планировании: осуществляется закрепление практических речевых умений и навыков обучающихся. В связи с этим темы и содержание занятий носят опережающий характер и подготавливают детей к усвоению программ «обучение грамоте» и «развитие речи».
- Принцип единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность коррекционного (педагогического) процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции развития, если у нас нет объективных данных о ребёнке, о причинах и характере нарушений. Для эффективного отслеживания результатов коррекционной работы творческим коллективом учителей-логопедов МСКОУ школы-интерната №11 г. Челябинска разработан инструментарий мониторинга уровня речевого развития обучающихся, учитывающий требования программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида.
- Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка. Программа позволяет составить календарно-тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий, основываясь на результатах мониторинга уровня речевого развития для каждого обучающегося.
- Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. В процессе коррекционной работы мы опираемся на несколько сохранных анализаторов (речеслуховой, речедвигательный, зрительный, кинестетический) и индивидуально-психологические особенности личности обучающегося.
- Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Успех коррекционной работы в значительной степени зависит от сотрудничества с родителями и другими участниками образовательного процесса. Поэтому для данной программы разработана картотека домашних заданий, ведётся тетрадь взаимодействия логопеда с учителями и воспитателями.
Цель достигается через решение следующих задач:
1. Совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа и синтеза
2. Работа над слоговой структурой слова
3. Развитие лексико-грамматического строя.
4. Развитие связной речи и речевого общения
(слайд 6) Методом отслеживания эффективности программы является мониторинг уровня речевого развития обучающихся МСКОУ школы-интерната №11 (речевой профиль обучающегося).
Инструментарий мониторинга включает в себя обследование обучающихся по 9 направлениям которые представлены на нашем слайде…
Для этого подобран речевой материал (в соответствии с Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида)
Вторая часть инструментария – электронный протокол - даёт возможность: (слайд 7)
- обработать полученные результаты с помощью программы Microsoft exel, что позволяет автоматизировать трудоёмкую операцию подсчёта полученных баллов;
- выстроить график (речевой профиль обучающегося), отражающий состояние речи обучающегося на каждом этапе коррекционного обучения;
- оценить уровень речевого развития ребёнка;
- определить основные направления логопедической помощи при создании индивидуального коррекционно - образовательного маршрута обучающегося МСКОУ школы-интерната № 11;
- оценить эффективность коррекционно-образовательного процесса с помощью сравнения полученных графиков (речевых профилей).
Данная программа проходила апробацию в МСКОУ школе-интернате №11 V вида г. Челябинска в течение последних 6 лет. За это время она претерпела изменения с учётом последних достижений в педагогической науке. В ходе апробации была доказана высокая эффективность программы. Что подтверждается данными мониторинга уровня речевого развития обучающихся, которые отражены в речевом профиле обучающегося.
(слайд 9) Программа включает в себя:
- Пояснительную записку
- Календарно-тематическое планирование.
- Инструментарий мониторинга уровня речевого развития обучающихся воспитанников
- Методическую копилку конспектов индивидуальных логопедических занятий (см. приложение № 3)
- Картотеку домашних заданий (см. Приложение № 4)
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут.
Центральное место в программе занимает календарно-тематическое планирование, состоящее из следующих разделов: (слайд 10)
- фонематические процессы;
- звуко-слоговая структура;
- лексико-грамматический строй;
- связная речь.
(слайд 12) Количество часов, отведенное на изучение каждой темы является примерным и может варьироваться в зависимости от результатов обследования обучающегося, а также от индивидуального темпа усвоения учебного материала.
Данное планирование составлено в соответствии с требованиями программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи). Под ред. Л.В. Венедиктовой, Р.И. Лалаевой и др.- М.: Просвещение, 1997. Темы логопедических занятий пропедевтически предшествуют темам по обучению грамоте в 0 – 1 классах.
Каждый раздел календарно-тематического планирования (фонематические процессы, звуко-слоговая структура и т.д) составлен по принципу от простого к сложному. Например:
- (слайд 13) в разделе «Связная речь» на занятиях в начале года дается задание составить двусловное предложение, потом распространить предложение используя отработанные в разделе «лексика» слова, и только потом составить из отработанных предложений короткий текст.
- (слайд 14) в разделе «Лексико-грамматический строй» - сначала в игровой форме отрабатывается употребление в самостоятельной речи имен существительных в каждом определенном падеже : звуки С – Сь лексическая тема «Мебель» Грамматика: в родительном падеже (Игра: «Чего не стало?») (нет стола, нет стула), творительном падеже (Игра: «Кто чем питается?» ) и только потом изменение существительных по падежам (шапка, нет шапки, дам шапку, вижу шапку, шарф с шапкой, о шапке).
В горизонтальном направлении календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с практическим опытом работы учителей-логопедов школы – интерната № 11. По каждой теме занятия подобран лексический материал в соответствии с временем года, календарно-тематическим планированием учителя по предмету «Развитие речи». При этом учитывается насыщенность лексической темы необходимыми для автоматизации звуками. Например: Звуки [с – с’] (слайд 15)
- Лексика: «Осень», «Фрукты», «Угощение». Подбор синонимов (вкусный - сладкий). Подбор антонимов (сладкий – кислый)
- Словообразовательные навыки: образование прилагательных от существительных (абрикосовый, персиковый, и т.д.)
- Связная речь Составление предложений по картинкам на тему: «Моя семья», «Угощение».Объединение этих предложений в короткий текст.
Это КТП, как я уже сказала, является примерным. Поэтому в начале каждого учебного года по результатам диагностики для каждого ребенка составляется индивидуальный план логопедических занятий.
Перспективный план индивидуальных логопедических занятий включает в себя дополнительные разделы: звукопроизношение (постановка, автоматизация, дифференциация нарушенных звуков, уточнение сохранных) и просодическая сторона речи. (слайд 16)
Количество занятий так же является примерным и зависит от тяжести речевого дефекта, индивидуальных особенностей ребенка, его способности к усвоению программного материала.
На каждый учебный год составляется новое индивидуальное планирование учитывающее поставленные и автоматизированные звуки. В середине учебного года данное планирование может быть скорректировано в соответствии с результатами промежуточной диагностики.
В соответствии с данным планированием была создана библиотека конспектов индивидуальных логопедических занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звуков. А так же разрабатывается электронная библиотека презентаций (Microsoft Office Power Point), (слайд 17 - 20) к данным конспектам, что позволяет учителю-логопеду
- сократить время подготовки к индивидуальным логопедическим занятиям.
- использовать большее количество дидактических игр.
- повышать мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, помогать в преодолении сложных заданий по автоматизации, дифференциации звуков в словах и предложениях.
Для достижения наилучших результатов коррекции нарушений речи обучающихся необходима работа с родителями, их активное участие по закреплению навыков полученных в процессе обучения. Для реализации данной цели нами была разработана картотека домашних заданий, включающая в себя советы родителям и задания на закрепление полученных на занятии навыков. Эти задания выдаются ребенку логопедом после каждого проведенного занятия.
Таким образом, использование программы «Преодоление общего недоразвития речи у обучающихся подготовительного – первого классов» - позволяет повысить качество коррекционно-развивающей работы, учитывая последние достижения педагогической науки и опираясь на накопленный в течение последних 6 лет практический опыт учителей-логопедов МСКОУ школы-интерната № 11 V вида г. Челябинска
Презентация программы (посмотреть)